Новости

Поиск в новостях:
 
Страницы:
1
234567891011. . .781

14.02.2020

Эксперимент, опередивший время: о московском эксперименте по изменению (упорядочению) оплаты за лекарственные средства, отпущенные по льготным рецептам

Журнал "Ремедиум" №10, 2019г.

DOI: 10.21518/1561-5936-2019-9-16-25

Е.А. Тельнова, е-mail: telnovaea@yandex.ru
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко;(10)5064, Россия, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1

В статье представлен опыт проведенного в 1995–1998 гг. в Москве эксперимента по упорядочению оплаты за медикаменты, отпускаемые по льготным рецептам, обоснована его актуальность. Анализ результатов эксперимента показал, с какими вызовами при его проведении пришлось столкнуться и как данный эксперимент можно экстраполировать на реалии сегодняшнего дня.

Experiment ahead of time: about the Moscow experiment on preferential drug provision

Elena A. Telnova, е-mail: telnovaea@yandex.ru
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; 12-1 Vorontsovo Pole Str., Moscow, 105064, Russia

The article presents the experience of the experiment conducted in Moscow in 1994–1998 on the ordering of payment for medicines on preferential prescriptions, shows its relevance. Analysis of the results of the experiment allowed to show what challenges it had to face and what is very important, how this experiment can be extrapolated to the realities of today.

Введение

С 2005 г. в нашей стране действует программа дополнительного лекарственного обеспечения (далее ДЛО). Это лекарственное обеспечение, которое предоставляется бесплатно отдельным категориям граждан, имеющим право на государственную поддержку в виде определенного набора социальных услуг, в который в т. ч. входит и обеспечение лекарственными препаратами.

Основным принципом ДЛО является персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, составленного по международным непатентованным наименованиям (МНН), на основе гарантированного обеспечения.

Программа ДЛО дала возможность гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку, получать нужные им лекарственные препараты по рецептам врачей – это т.н. натуральная льгота. Одновременно граждане получили возможность выбора: натуральная льгота или денежная компенсация. Значительная часть населения, имеющая право на получение социальных услуг, отказалась от натуральных льгот в пользу денег. В 2005 г. программа включала почти 15 млн человек, а сейчас в ней осталось около 3,7 млн. Предоставление льгот осуществлялось по страховому принципу, когда здоровый человек платит за пациента, и при отказе значительного числа пациентов от натуральных льгот финансирование программы стало дефицитным. Программа на протяжении всего периода действия постоянно совершенствовалась. В 2008 г. название программы ДЛО было заменено на ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан). В отдельную программу было выделено обеспечение пациентов с особо тяжелыми заболеваниями (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелоидный лейкоз, рассеянный склероз, состояние после трансплантации органов и тканей) высокозатратными лекарственными препаратами, т.е. из ОНЛС выделилась самостоятельная программа «7 нозологий». В настоящее время активно принимаются меры по реализации положений «Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации…», утвержденной приказом Минздрава от 12.02.2013 г. №66, направленной на повышение доступности и качества лекарственного обеспечения населения. Стратегией, в частности, намечены и изменения в программе ОНЛС, в ряде регионов планируется проведение пилотных проектов, формирование модели лекарственного обеспечения, которая учитывала бы зарубежный опыт. В этих условиях анализ результатов проведенного в Москве эксперимента по изменению порядка оплаты лекарственных средств, приобретаемых по льготным рецептам, был бы весьма полезен.

Материалы и методы исследования

При подготовке настоящей статьи использованы методы изучения, сравнения, структурного и ситуационного анализа, экспертной оценки и обобщения имеющегося опыта. Что касается материалов, анализируемых в статье, то необходимо отметить, что автор статьи являлась непосредственным участником эксперимента.

Результаты исследования

Начало 90-х гг. было периодом формирования рыночных отношений на фармацевтическом пространстве России. 30 июля 1994 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами», которое оказало и продолжает оказывать очень большое влияние на лекарственное обеспечение населения. Согласно этому документу, отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50%-ной скидкой). Принятие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений на формирующемся фармацевтическом рынке, ростом цен на ЛП, что сделало их практически недоступными для населения с низким уровнем дохода. Однако в ходе реализации постановления работа аптек стала убыточной. Главная причина такого положения заключалась в том, что льготы, предоставленные населению Постановлением № 890, не были подкреплены соответствующими объемами финансирования, и это привело к огромному бюджетному долгу перед аптеками, которые, отпуская лекарства, по сути дела, начали кредитовать бюджет и при этом сами оказались в критической ситуации. В результате решение правительства, направленное на улучшение лекарственного обеспечения, имело обратный эффект и в конечном счете привело к снижению качества лекарственной помощи.

Приведем пример ситуации с лекарственным обеспечением в Москве в 90-е гг. Продолжительность неплатежей московским аптекам в 1995 г. за отпущенные ЛС доходила до полугода. В то же время уровень льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптек из года в год увеличивался и составил в 1993 г. 24,5%, в 1994 г. – 30,4%, а в 1995 г. – уже 40%. На фоне недостаточного финансирования отсутствие системы контроля выписки льготных рецептов еще больше усугубило положение. Сложившаяся в 1995 г. ситуация с лекарственным обеспечением потребовала радикального изменения концепции льготного отпуска лекарств.

С целью упорядочить выписку субсидируемых рецептов и повысить доступность и качество лекарственной помощи правительство Москвы в 1995 г. приняло решение провести эксперимент по изменению порядка оплаты лекарств, выдаваемых по льготным рецептам. Эксперимент был санкционирован распоряжением мэра Москвы от 20.10.1995 г. №551-РМ «Об эксперименте по регулированию (изменению порядка) оплаты за медикаменты, выдаваемые по льготным рецептам». Указанным документом было утверждено Положение об эксперименте по упорядочению оплаты за лекарственные средства, отпускаемые по льготным рецептам, методика его проведения. Было разработано Положение, определяющее механизм взаимодействия амбулаторных медицинских учреждений со страховыми компаниями и аптечными организациями в части оказания лекарственной помощи на льготных условиях.

Изначально в эксперименте участвовали поликлиники и аптеки трех административных округов Москвы: Южного, Центрального и Зеленограда, а также две страховые компании «Макс» и «РОСНО». В трех районах, в которых проводился эксперимент, оплата льготных рецептов производилась более четко и своевременно, и туда стали поступать рецепты, выписанные в других районах (особенно на дорогостоящие препараты). С апреля 1996 г. эксперимент был распространен на аптечные и лечебно-профилактические организации всех районов города.

Цель эксперимента:
разработка более эффективной системы управления процессом лекарственного обеспечения на льготных условиях, обеспечивающей возможность контроля использования выделенных бюджетных средств, защиту прав застрахованных в системе ОМС граждан на оказание фармацевтической помощи при амбулаторном лечении.

Задачи эксперимента

  • создать в аптеках города Москвы автоматизированную систему учета рецептов и выставления счетов за отпускаемые ЛС;
  • перевести расчеты с аптеками за отпускаемые ЛС на страховые компании «Макс» и «РОСНО»;
  • создать систему экспертного контроля качества медицинской помощи по разделу «лечение», в т. ч. разработать стандарты медицинской помощи;
  • развивать систему регулирования тарифов на основные ЛС по льготным и бесплатным рецептам.

Реализация эксперимента:
МГФОМС обеспечивало финансирование, для чего Департамент финансов совместно с МГФОМС и Департаментом здравоохранения определил размер целевых выплат, предусмотренных для оплаты лекарственных средств по льготным рецептам.

Департаментом здравоохранения были внесены дополнения в рецептурный бланк формы Ф №148–1/у- 88 в части серии и номера страхового полиса и кода заболевания (МКБ-9). Департамент организовал взаимодействие амбулаторных медицинских учреждений со страховыми компаниями и аптечными организациями в части лекарственного обеспечения в системе ОМС, включая экспертизу счетов и реестров (по номенклатуре и стоимости ЛС для медицинских учреждений), диагнозов, категорий населения, лицевых счетов застрахованных, обоснованности назначения лекарственных средств, а также приступил к разработке стандартов лекарственного обеспечения.

Страховые компании «Макс» и «РОСНО» организовали расчетный центр, который еженедельно на основании данных, полученных от аптек, формировал отдельные реестры для страховых компаний «Макс» и «РОСНО», управлений здравоохранения округов, реестры и счета за отпускаемые ЛС по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, с учетом ассортимента и стоимости отпускаемых ЛС по группам населения и категориям заболеваний для аптек, амбулаторно-поликлинических учреждений, а также накопительные лицевые счета застрахованных, имеющих льготы по лекарственному обеспечению.

Департамент фармации совместно со страховыми компаниями «Макс» и «РОСНО» провел обучение фармацевтического персонала автоматизированной обработке рецептов, созданию нормативной справочной базы и организовал опытную эксплуатацию автоматизированной системы учета рецептов и выставления счетов на ЛС и медицинские изделия, контролировал автоматизированное формирование в аптеках реестров бесплатных и льготных рецептов на ЛС и медицинские изделия, сводные регистры в виде АР-9 и соответствующие базы данных.

В период проведения эксперимента удалось подготовить ряд нормативных и справочных документов:

  • перечень фармацевтических организаций, имеющих право выдавать препараты по льготным рецептам;
  • перечень медицинских учреждений, имеющих право выписывать льготные рецепты;
  • список лекарств и медицинских изделий, отпускаемых по рецепту бесплатно или со скидкой;
  • порядок проведения экспертизы счетов и реестров на наркотики.

В целях максимально эффективного целевого льготного обеспечения лекарственными средствами Комитетом социальной защиты населения совместно с Комитетом здравоохранения, Московским городским фондом ОМС и страховыми компаниями «Макс» и «РОСНО» была проведена работа по автоматизированному формированию и ведению реестра жителей Москвы, что позволило организовать лицевые счета 3,5 млн жителей города, страдающих определенными заболеваниями, при амбулаторном лечении которых лекарства и медицинские изделия выдаются по рецепту бесплатно или со скидкой 50%, а также осуществлять персонифицированный учет предоставления льгот по оказанию медицинской помощи амбулаторным пациентам на основе индивидуальной пластиковой карты медицинского страхования – единого носителя и единой системы идентификации этих лиц.

В эксперименте участвовали 468 аптек (86% от общего числа аптек города), лечебно-профилактические учреждения, МГФОМС, страховые компании «Макс» и «РОСНО», департаменты города Москвы: здравоохранения, фармации, социальной защиты, финансов, а также правительство Москвы и, конечно же, пациенты (рис. 1).

Рисунок 1. Организационная схема эксперимента


Все аптеки были оснащены компьютерами (560 персональных компьютеров) и программным обеспечением, предоставленным страховыми компаниями «Макс» и «РОСНО». Они также обучили персонал аптек работе на персональных компьютерах. База данных льготных рецептов в 1996 г. включала уже 22,9 млн электронных копий.

Анализ данных автоматизированной системы учета льготных рецептов позволил выявить, что:

  • наибольшими оказались расходы на одного онкологического больного (313,1 тыс. руб.);
  • в среднем на одного больного сердечно-сосудистыми заболеваниями было потрачено 60,2 тыс. руб.;
  • на больного сахарным диабетом – 51,6 тыс. руб.,
  • на больного бронхиальной астмой – 50 тыс. руб.

Безусловно, данная аналитика была весьма полезна для планирования финансирования, а также необходимых объемов ЛП и изделий медицинского назначения.

В качестве положительных результатов эксперимента необходимо отметить:

  • увеличение объема выписки более дорогих, эффективных, оригинальных лекарственных препаратов (рис. 2);
  • увеличение средней стоимости одного рецепта на 15% (рис. 2);
  • увеличение фактического финансирования льготного отпуска ЛС в 1996 г. на 11% по сравнению с 1995 г. при общей инфляции в этот период 23%;
  • увеличение удельного веса льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптечных организаций в 1996 г. до 42,9%; по сравнению с 1995 г. он увеличился только на 1,8%, в то время как за 1994 г. по сравнению с 1993 г. – на 5,9%, а за 1995 г. по сравнению с 1994 г. – на 9,7%. Кроме того, сравнительный анализ динамики счетов аптечных организаций показал, что в 1995 г. базовый темп роста товарооборота по льготным рецептам в декабре по отношению к январю составил 519%, а в 1996 г. аналогичный показатель снизился до 161%, т.е. более чем в три раза.

Рисунок 2. Базовые темпы роста расходов по отпуску ЛС по льготным рецептам (1995–1997 гг.)


Следовательно, имеются все основания утверждать, что благодаря автоматизированной системе экспертного контроля порядка льготного отпуска ЛС удалось получить позитивные результаты, а именно:

  • исключить из обращения поддельные рецепты,
  • выявить случаи необоснованного выписывания завышенного количества ЛС.

Кроме того, к результатам эксперимента можно отнести:

  • развитие единой системы идентификации застрахованных лиц;
  • обеспечение всех застрахованных единым идентификатором застрахованного – индивидуальной пластиковой картой медицинского страхования.

Рецепт застрахованный мог получить во всех лечебно-профилактических учреждениях Москвы, а отпуск производился в любом из 468 аптечных учреждений города:

  • обновление базы данных о потребностях в лекарственном обеспечении 3,5 млн жителей Москвы, относящихся к льготным категориям;
  • регулярное согласование перечня ЛС и изделий медицинского назначения, отпускаемых по льготным рецептам, исходя из реального потребления населением;
  • повышение информационной безопасности системы, т.к. выписка лекарств льготным категориям граждан производилась на двухцветных модифицированных рецептурных бланках (Ф №148/у-88) измененной конструкции;
  • регулярное проведение конкурсов (тендеров) на закупку ЛС для обеспечения льготных категорий граждан;
  • внедрение в аптеках автоматизированного учета движения товаров, для чего все аптеки были оснащены специальными кассовыми аппаратами.

В то же время, несмотря на все положительные результаты, в октябре 1998 г. эксперимент был прекращен, к чему могли привести следующие проблемы:

  • прежде всего, проблема финансирования здравоохранения в целом, в т. ч. лекарственного обеспечения. Экономия, достигнутая в результате эксперимента, не смогла компенсировать реальную нехватку средств для системы здравоохранения;
  • общее состояние экономики страны;
  • отсутствие системы регулирования цен;
  • проводимые конкурсные процедуры по закупке ЛС не дали ощутимого результата по экономии финансовых средств, выделяемых на лекарственное обеспечение;
  • отсутствие ограничений в перечне ЛС, выпускаемых в рамках эксперимента;
  • проблемы с определением потребности в лекарствах. Потребность формировалась медицинскими учреждениями, не несущими никаких финансовых рисков, без учета возможностей, а также без учета стандартов. В результате одни лекарства отсутствовали, другие были списаны в конце срока хранения, а управлением существующими товарными запасами никто не занимался. Врачи, будучи финансовыми эмитентами государства, также не несли никакой ответственности за то, что именно было выписано и в каких количествах;
  • оплата производилась страховщиками, которые не имели эффективной системы воздействия на затраты;
  • имели место проблемы в системе контроля обоснованности выписки ЛС;
  • стандарты (формуляры) практически не применялись;
  • имела место возможность сговора с врачами (давление на врача при выписке рецепта на лекарственные препараты).
Заключение

Таким образом, глубокое изучение опыта московского эксперимента было бы очень полезным, оно позволило бы сформировать правильный подход к существующей системе лекарственного обеспечения и принять правильные управленческие решения по ее совершенствованию. Эксперимент, с одной стороны, явно опередил время, т.к. к вопросу о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан Правительство Российской Федерации обратилось только в 2005 г. С другой стороны, анализ показал, что вопрос доступности лекарственной помощи по-прежнему очень актуален, а также то, что при реализации программы ДЛО столкнулись практически с теми же, что и при проведении эксперимента в Москве, проблемами: управления товарными запасами, регулирования цен, отношения врачей к выписке рецептов и вопросам финансирования, мотивации участников. Необходимо также отметить большую положительную роль автоматизации всех процессов при реализации подобных программ.


Источники / References

  1. Юргель Н.В., Тельнова Е.А. Совершенствование лекарственного обеспечения населения в Российской Федерации (история вопроса, зарубежный опыт, перспектива совершенствования системы). Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2009; (3):32–40.
  2. Jurgel N. V., Telnova E. A. Improvement of drug supply of the population in the Russian Federation (history, foreign experience, the prospect of improving the system). Remedium. 2009; (3):32–40. (In Russ.).


24.01.2020

Почему нужно разговаривать с покупателями?

Журнал "Российские аптеки" №7-8, 2019

Необходимость выстраивать коммуникацию с клиентом вызывает неприятие у многих первостольников. Стоит ли тратить время и силы на углубленное общение, зачастую с проблемными посетителями, если ты и так перегружен? Безусловно, стоит. И дело не только в том, что это выгодно для аптеки.

«Боль» первостольников

Положение аптек в текущих экономических условиях двойственно. Они играют ключевую роль в обеспечении населения лекарствами и при этом являются торговыми организациями, вынужденными существовать по законам рынка. Соответственно помимо основных профессиональных знаний фармспециалист вынужден осваивать сугубо коммерческие дисциплины, в том числе и в первую очередь – техники активных продаж и углубленной коммуникации с клиентом.

Все это требует дополнительных усилий и временных затрат – не слишком ли много, с учетом и так привычной перегруженности первостольника? Стоит ли тратить силы на общение с посетителями, если зачастую оно больше похоже на работу «горячей линии» психолога? Не проще ли просто отпустить требуемый препарат и заняться другими делами? Тем более что раньше ведь так и было: в аптеках именно отпускали лекарства, а не продавали товар. «Не желаете приобрести то, что видите на витрине? Проходите, не задерживайтесь, не мешайте другим покупателям!»

Раньше и сейчас

К сожалению или к счастью (мне, как бизнес-тренеру, больше нравится второй вариант ответа), в современных реалиях рынка такой подход к работе просто невозможен. Причин тут несколько, начнем с самой очевидной.

Аптеке приходится бороться за покупателя

Розничный рынок перенасыщен предложением, наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по плотности аптек. Конкуренция между ними предельно жесткая, ведь в борьбе за выживание все средства хороши. Как привлечь клиента в таких условиях? Точно не ценами: в текущей ситуации всегда найдется кто-то, кто сделает более выгодное, хотя бы на первый взгляд, предложение. А вот в аптеку, где человека узнают в лицо, помнят о его потребностях и готовы помочь, ну или хотя бы посочувствовать в сложной ситуации, он будет возвращаться непременно.


Аптека должна информировать

Пару десятилетий назад действительно было достаточно просто отпускать лекарства. Препаратов на рынке было немного, цены на аналоги, если они существовали, отличались весьма умеренно. Но в последние 5–10 лет мы наблюдаем взрывообразный рост предложений на фармрынке. Появляются не только совершенно новые лекарственные средства, но и дополнительные формы уже известных ЛС, хорошо зарекомендовавшие себя бренды «обрастают» генериками разной степени успешности, постоянно обновляется ассортимент лечебной косметики и БАД, не говоря о медицинских изделиях и средствах по уходу за больными. Фармспециалист – важнейший источник информации для потребителя. Далеко не все производители располагают солидными рекламными бюджетами, далеко не все рекламные кампании работают эффективно. Покупатель не знает и никогда не узнает о многих аптечных товарах, если ему не поможет первостольник.


Согласно п. 16 приказа № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения <…>» фармспециалист в обязательном порядке должен информировать покупателя лекарственного препарата о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, взаимодействии с другими ЛС.



Аптека выявляет скрытые потребности

Активная работа с покупателем для первостольника – это не просто сочувственное выслушивание жалоб и непосильная психологическая помощь. В ряде ситуаций фармспециалист выявляет проблемы, о которых сам посетитель может не подозревать либо с которыми он не может и не хочет обращаться к врачу. Ни одна покупка не совершается молча. Для того чтобы клиент сделал выбор, его нужно к этому выбору грамотно подвести. Вот и выходит, что без разговоров с покупателем никак не обойтись.

Например:

  • клиенту, приобретающему антибиотики, обязательно следует порекомендовать препараты для нормализации кишечной микрофлоры;
  • посетителю с рецептом на антигипертензивные средства можно предложить новую модель тонометра, а также безрецептурные ЛС и БАД для нормализации работы сердечно-сосудистой системы;
  • человек, покупающий сахароснижающие препараты, может быть заинтересован в приобретении глюкометра или тест-полосок.
Это нужно всем

Получается, что обстоятельное общение с клиентом приносит многостороннюю выгоду. Человек обязательно оценит ваше участие в решении его проблемы– именно так формируется лояльность сначала непосредственно к фармспециалисту, а затем и к аптеке. Наработанное ядро лояльных покупателей повышает прибыльность аптеки, бизнес растет, растет и доход первостольника. Впрочем, «работа с душой» окупается не только в финансовом плане.


Положительная отдача, благодарность посетителей приносит положительные эмоции, повышает самооценку, дает почувствовать, что вы заняты важным и благородным делом – помогаете людям сохранить здоровье.



Людмила Головачева, тренер, врач, к.м.н. ludmilagolova.ru



09.12.2019

Аптеки Чехии: от социальной роли до маркетинга

Журнал "Ремедиум" №7-8, 2019

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-7-8-37-41

Юлия Прожерина, «Ремедиум», к.б.н

Фармацевтический рынок в Чешской Республике имеет определенные сходства и различия по сравнению с фармрынком России. Несмотря на то что он существенно меньше по размерам, ключевые его тренды в некоторой степени совпадают с российской действительностью. В частности, в последние годы все острее встает проблема конкуренции между аптечными сетями, снижения покупательской способности населения и поиска альтернативных путей развития.  

Czech pharmacies: from the social role to marketing

Yuliya Prozherina, Remedium, Cand. of Sci.(Bio.) 

There are some similarities and differences between the pharmaceutical market in the Czech Republic and the Russian Federation. Despite the fact that the pharmaceutical market in the Czech Republic is much smaller in size, its key trends coincide to some extent with the Russian reality. In particular, the problem of competition between pharmacy chains, reduction in purchasing power of the population, and the search for alternative ways of development has become increasingly acute in recent years.

Общие тренды

Текущая экономическая ситуация в Чешской Республике в целом характеризуется как благоприятная. Несмотря на отмечавшееся в 2017--2018 гг. усиление инфляционных процессов, они компенсируются за счет роста реальных доходов населения. Однако необходимо признать, что индексация заработных плат происходит медленно и их уровень по-прежнему существенно отстает от средних показателей Европейского союза (ЕС) [1]. Аналогично обстоят дела и в системе медицинского обеспечения. Статус здравоохранения в Чехии за последние годы существенно повысился. Однако по затратам на лекарства на душу населения Чешская Республика уступает многим странам ЕС (1 841 евро в показателях паритета покупательской способности против 2 797 евро в 2015 г.). В то же время продолжительность жизни в Чехии (78,7 лет в 2015 г.) практически достигла среднеевропейских значений (80,6 лет) [2].

Если ситуация с финансовым обеспечением различных аспектов медицинской практики позволяет достигать сопоставимых со средними по ЕС показателей, то вопросы обеспечения медикаментами со стороны государства стоят более остро и требуют пересмотра, направленного на повышение финансирования и более тонкого регулирования [2].

Тренды рынка

Фармацевтический рынок Чехии за период с 2000 по 2016 г. вырос с 38 382 млн до 87 271 млн чешских крон, свидетельствуют данные Statista (2017). Максимальный рост был отмечен с 2000 по 2011 г., когда рынок продемонстрировал существенное увеличение объемов, превысив показатель 80 млрд чешских крон. В течение последующих 6 лет темп роста фармацевтического рынка существенно замедлился, а его динамика характеризовалась заметными флуктуациями (рис. 1) [3]. Напомним, что в последние годы на фармацевтическом рынке России также отмечается замедление темпов роста продаж [4].

Рисунок 1. Динамика фармацевтического рынка Чехии (млн CZK)


Источник: Statista, 2017

Действительно, ситуация на фармрынке Чехии не отличается высокой стабильностью. В последние несколько лет пациенты и врачи периодически сталкиваются с дефицитом лекарственных препаратов (ЛП). По данным открытых источников, с середины лета 2019 г. Чехия испытывает нужду как минимум в 100 наименованиях лекарств. При этом половина из них не имеет аналогов на локальном рынке. В их число входят противоаллергические, сердечно-сосудистые, обезболивающие препараты, а также ЛП для лечения астмы [5].

Структура фармацевтического рынка Чехии по долевому соотношению объемов реализации рецептурных и безрецептурных препаратов сходна с российским. В обоих странах наибольший объем продаж приходится на ЛП, отпускаемые без рецепта врача (68% в России [6] и 64% в Чехии [7], рис. 2).

Рисунок 2. Долевое соотношение объемов продаж рецептурных и безрецептурных препаратов в Чехии (по состоянию на март 2018 г.) и России (за 2017 г.)

 

Источник: Aurobindo, 2018; Deloitte, 2019

Перевес в сторону безрецептурных средств свойственен для обоих стран, поскольку данная категория аптечных товаров не подвержена ценовой регуляции со стороны государства[8]. В то же время чешский фармрынок в большей степени, чем российский, сфокусирован на биологически активных добавках (БАД) и медицинских устройствах [7]. Кроме того, почти в каждой чешской аптеке можно приобрести ортопедическую обувь. Выбор может быть широким: количество моделей варьирует от нескольких штук до десятков пар.

В фокусе – аптеки

Деятельность аптечных организаций в Чехии регулируется Чешской фармацевтической палатой, которая основана в 1991 г., согласно акту №220/1991 о Чешской палате врачей, Чешской палате стоматологов и Чешской палате фармацевтов. Палата является членом PGEU (Фармацевтического союза европейских стран), штаб-квартира которого находится в Брюсселе. В 2016 г. в число членов палаты в Чехии входило 8 840 человек. Среди них – 625 владельцев аптек, 6 822 сотрудников аптечных организаций и 1 393 члена, находящихся на пенсии, в отпуске по уходу за ребенком и пр. [9].

Членство в Чешской фармацевтической палате является обязательным для всех выпускников фармацевтических вузов страны, работающих в аптеках. К слову, подготовкой фармацевтических кадров занимаются два университета – это Ветеринарно-фармацевтический университет Брно и Карлов университет, в котором открыт фармацевтический факультет в Градец-Кралове. Большинство выпускников этих вузов трудоустраиваются в аптеках [9].

Общее число аптек во всей Чехии составляет порядка 2,6 тыс. Наибольшая концентрация аптек приходится на Прагу (323 аптеки) и Южноморавский край (317 аптек), особенно на г. Брно, в котором находятся 184 аптечные организации [9]. Для сравнения: в России общее число аптек по итогам 2018 г. превысило 65,6 тыс., только в Москве их насчитывается около 4 тыс. [10].

По данным Чешской аптечной палаты, за период с 2005 по 2016 г. количество аптек выросло с 2,3 тыс. до 2,6 тыс. Несмотря на то что в целом в долгосрочной перспективе по показателю развития розничного аптечного звена в стране отмечается положительный тренд, ситуация не столь оптимистична. В отдельные периоды времени динамика открытия и закрытия аптечных организаций была различна. Так, в 2008 и 2015 гг. число закрывшихся аптек превысило число вновь открытых [9]. Как следствие, общее число аптек в Чехии в 2016 г. оказалось ниже, чем в период 2013–2015 гг. (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика количества аптек в Чехии в 2005-2016 гг.


Источник: Czech Chamber of Pharmacist, 2016

На одну аптеку в Чехии в 2016 г. в среднем приходилось порядка 3 770 человек. Отметим, что за 10 лет этот показатель существенно сократился (рис. 4). Ежегодно в Чехии закрываются десятки аптечных сетей, расположенных в небольших городах и деревнях. В малых поселениях покупательская способность населения ниже и многие аптеки неспособны обеспечить самоокупаемость. В результате этого жителям приходится нередко ездить за необходимыми лекарствами в ближайший более крупный населенный пункт. В целях решения данной проблемы в стране было принято решение выделения специальных субсидий (в размере до 600 тыс. CZK) в целях поддержки аптек, расположенных в малых городах и деревнях. В этом году такую поддержку должны получить 57 аптек [11]. Введение подобных мер финансирования представляется крайне важным, так как одиночные аптеки превалируют по численности в стране: большинство владельцев открывают в Чехии только 1 аптеку (1097 человек, доля 73% от всех членов Чешской фармацевтической палаты). Еще порядка 25% (377 человек) имеют сеть, включающую от 2 до 5 аптек, и лишь по 1% приходится на владельцев более крупных сетей – от 6 до 10 аптек и свыше 10 аптек [9].

Рисунок 4. Динамика численности населения на 1 аптеку в Чехии


Источник: Czech Chamber of Pharmacist, 2016

Аптечный сегмент в Чехии высоко концентрирован. Порядка 60% аптечных сетей в Чешской Республике находятся под контролем холдинга Ceska Lekarna. Ему принадлежит самая крупная и известная аптечная сеть Dr. Max, включающая порядка 400 аптек по всей стране. На втором месте – аптеки Benu, которыми владеет холдинг Phoenix Group. На территории Чехии он располагает более чем 135 аптеками (доля в сегменте 21%). Замыкает тройку лидеров в рейтинге аптечных сетей – Pilulka Lekarny, объединяющая 24 аптеки (доля 4%). Среди других известных в Чехии аптечных сетей можно выделить Devetsil и Repharm, на каждую из которых приходится по 19 аптек. В целом топ-5 аптечных сетей занимают долю порядка 89% рынка среди топ-10 крупнейших игроков (табл.) [9].

Taблица. Топ-10 аптечных сетей в Чехии по итогам 2016 г.

N Аптечная сеть Число аптек Доля среди топ-10 сетей
1 Dr. Max 396 60%
2 BENU 136 21%
3 Pilulka Lekarny 24 4%
4 Devetsil 19 3%
5 Repharm 19 3%
6 Trevin Pharm 15 2%
7 Sanovia 13 2%
8 Teta drogerie a lekarny 13 2%
9 Stavovska 11 2%
10 Lekarnici 95 9 1%

Источник: Czech Chamber of Pharmacist, 2016

Несколько необычным для России, но распространенным в Чехии (и в Европе в целом) форматом являются так называемые дрогери – аптекарские магазины, в которых, наряду с фармпрепаратами, продаются парафармацевтические товары, косметика, бытовая химия и пр. Наиболее известной сетью дрогери в Чехии является Teta, занимающая 8-е место в рейтинге аптечных сетей. По итогам 2016 г. в стране насчитывалось около 245 розничных точек данного формата [9].

К слову, все чаще безрецептурные лекарства в Чехии можно приобрести в обычном продуктовом магазине или на бензоколонке. Также распространены их продажи через интернет, которые возможны только через официальный сайт аптеки, имеющей право на проведение онлайн-торговли.

Сложившаяся ситуация на аптечном рынке Чехии свидетельствует о высокой конкуренции. Во многом этому способствуют позиции ведущих игроков. Так, холдинг Ceska Lekarna (сеть Dr. Max) планомерно выкупает одиночные аптеки и небольшие аптечные сети, разрастаясь в размерах высокими темпами.

В целом тренд объединения аптек свойственен не только для Чехии, но и для России. Данная стратегия не только способствует «выживанию», но и позволяет сократить затраты и повысить эффективность проводимых мероприятий. Одновременно в условиях жесткой конкуренции как для крупных сетей, так и для одиночных организаций возрастает роль маркетинговых подходов.

Для того чтобы оценить специфику аптечного маркетинга в Чехии, в период с февраля 2019 г. по апрель 2019 г. нами было проведено 20 личных интервью с сотрудниками первого стола в Праге и Брно, что позволило получить общее представление об особенностях аптечного маркетинга в этой стране.

Исследование проводилось как в сетевых (40%), так и в несетевых аптеках (60%). В почти половине случаев (45%) аптеки имели зону открытой выкладки. Большинство опрошенных сотрудников первого стола – женщины-провизоры (80%). Респонденты относились к разным возрастным группам (25% – 20–30 лет, 30% – 30–40 лет, 20% – 40–50 лет, 20% – 50–60 лет, 5% – старше 60 лет). Занимаемая в аптеке должность – провизор (80%), заведующий аптекой (10%) или лаборант (10%) [12].

Маркетинг в аптеках Чехии

Маркетингу в аптеках Чехии уделяется достаточно обширное внимание. Популярно проведение всевозможных рекламных маркетинговых компаний. Часто можно видеть выставленные за пределы входа в аптеку штендеры с информацией о продажах определенных аптечных товаров по сниженной цене. Реклама активно размещается на витринах аптек и по периметру торгового зала. Для привлечения внимания посетителей активно используются желтые ценники, притягивающие внимание к товарам со сниженной ценой. В некоторых случаях, напротив, ценники на медикаменты и БАД в торговом зале полностью отсутствуют. При покупке нередко предлагаются рекламные листовки и журналы безрецептурных средств, БАД или парафармацевтики. Иногда встречаются предложения попробовать товар на вкус, например продегустировать витаминный чай или угоститься в прикассовой зоне бесплатной конфетой.

Широко распространена практика выдачи клубных карт, позволяющая получать товары со скидкой, о чем сообщили порядка 60% опрошенных сотрудников аптек.

Что касается организации внутреннего пространства, то оно имеет привычную структуру. Однако некоторые одиночные аптеки стремятся к созданию собственного уникального дизайна и необычной атмосферы. Здесь уместны оригинальные цветовые решения, нестандартная мебель и пр. Практически в каждой аптеке можно увидеть обозначенную на полу черту, которую нельзя переступать во время обслуживания сотрудником аптеки другого посетителя. Интересно, что в ходе проведенного нами опроса было выявлено, что если в России аптека традиционно ассоциируется с зеленым, синим и белым цветами, то в Чехии эта гамма дополняется красным цветом. По-видимому, это связано с тем, что красный цвет активно использует в дизайне вывески и помещений самая крупная аптечная сеть страны – Dr. Max [12].

В то же время в Чехии сравнительно мало внимания уделяется подготовке промоционных сообщений (рис. 5). Абсолютное большинство провизоров в аптеках Чехии считают, что в них нет необходимости. Во многом это объясняется внедренной в этой стране системой медицинского страхования, включающего возможность получения ключевых медикаментов бесплатно. При этом перечень ЛП, которые покрываются страховкой, достаточно широк. Безусловно, в него не входят безрецептурные средства и БАД, но ключевые рецептурные медикаменты, как правило, предоставляются бесплатно или с небольшой доплатой. Пациент доплачивает определенную сумму, если хочет получить более качественный или оригинальный препарат взамен предоставленному по страховке дженерику. Как следствие, провизоры в аптеках в меньшей степени сфокусированы на подготовке промоционных сообщений с целью продвижения безрецептурных медикаментов. Основная прибыль для многих аптек приходит за счет выдачи лекарств по рецептам. Однако такая стратегия свойственна не для всех аптек. В большей степени уделяется внимание специальным алгоритмам консультирования в крупных аптечных сетях (в частности, Dr. Max и Benu) и, конечно же, в дрогери (Teta) [12].

Рисунок 5. Использование промоционных сообщений сотрудниками аптек в Чехии (n = 20) [12]


Кроме того, в последние годы зародился новый формат аптек, сориентированных на реализацию парафармацевтической продукции, например аптечной косметики. В такие аптеки редко приходят посетители, страдающие от каких-либо заболеваний. Целевая аудитория для них – люди, сориентированные на заботу о красоте и здоровье, а также на профилактику различных болезней [13], поэтому маркетинговые подходы в них более развиты.

При всей своей внешней сфокусированности на реализации товаров в рамках программы медицинского страхования, аптечные организации Чехии отличает высокая активность в социальных сетях. Так, об их использовании с целью выстраивания коммуникации с потребителем сообщили порядка 60% опрошенных работников первого стола. При этом около 45% предпочитают Facebook [12].

Расстановкой товаров на витринах и зонах открытой выкладки, как правило, занимаются сами сотрудники аптек, лишь в 15% случаев это делается совместно с мерчандайзером и только в 5% за этот процесс полностью отвечает мерчандайзер (рис. 6). Чаще всего ассортимент меняется ежемесячно (35%) или же по необходимости (30%, рис. 6) [12].

Рисунок 6. Периодичность смены ассортимента в аптеках Чехии (n=20) [12]


Аптекам в Чехии отводится важная социальная роль. Учитывая строгость соблюдения отпуска препаратов по рецепту, аптечные организации выступают в качестве посредника между врачом и пациентом. Независимо от того, какой препарат приобретает посетитель, провизор в обязательном порядке дает разъяснения о способах приема и режиме дозирования медикамента. Реклама фармацевтических препаратов в общественных местах встречается крайне редко. В основном она публикуется в специализированных печатных изданиях или размещается в самой аптеке. Сложившаяся ситуация на аптечном рынке побуждает аптеки Чехии находить новые решения с целью повышения прибыли. Появляются новые форматы аптек и пути онлайн-коммуникации с потребителем.


Список литературы

  1. OECD Economic Surveys. Czech Republic. July 2018. 57 p.
  2. Czech Republic: Country Health Profile 2017. 20 p.
  3. Statista. Total value of pharmaceutical sales in Czechia from 2000 to 2016 (in million CZK). [Online] Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/656955/pharmaceuticals-sales-czech-republic/ Accessed 28 January 2019.
  4. Прожерина Ю. Аптечный рынок ЛП в России: итоги 2018 г. Ремедиум.2019;1-2:16-18.
  5. В Чешской Республике вновь дефицит лекарственных препаратов. 18 июля 2019 г. Cсылка: www.aroundprague.cz
  6. Deloitte. Digital strategy: building digital bridges to end consumers. Russian Pharmaceutical Market Trends in 2018, annual report. Moscow: Deloitte CIS Research Center. 2018. 41 p.
  7. Aurobindo. Strengthens European footprint and growth potential by acquiring apotex operations in 5 European countries. 2018. 12 p.
  8. Šebková, L., Pernica, M.. Selected aspects of OTC sales in a pharmacy and by seller of reserved drugs. In: FBM Conferences. Perspectives of Business and Entrepreneurship Development in Digital Age. Brno, Czech Republic 20-22 September 2017. FCH: Brno. 2017. P. 21-30.
  9. Czech Chamber of Pharmacist. Annual Report 2016, Czech Republic: Czech Chamber of Pharmacist. 2016. 44 p.
  10. In the First Half of 2017, the Russian Pharmacy Market Reaches RUB 511 bn. Source: https://alpharm.ru/en/
  11. V Česku každoročně zanikají desítky lékáren v menších obcích. Ministerstvo je chce udržet pomocí statisícových dotací. Source: https://archiv.ihned.cz/c1-66507380-v-cesku-kazdorocne-zanikaji-desitky-lekaren-v-mensich-obcich-min....
  12. Prozherina Yu. Neuromarketing as a perspective implementation for pharmacies. Consultancy Project. MBA. University Of New York In Prague. 2019. 117 p.
  13. Phoenix Group. Being there. at a glance 2017/18. Germany: Charter House Print Management Ltd. 2018. 48 p.


Страницы:
1
234567891011. . .781